Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
Интеллект: передается ли по наследству?
25 ноября 2019
192
Интеллект: передаётся ли по наследству?
Интеллект – довольно широкое понятие. Под ним подразумевается комплекс разных навыков и способностей: обучаемость, память, логика, находчивость, умение решать задачи, планировать, ориентироваться в информации.
Это сложное сочетание психологических, физиологических и когнитивных (мыслительных) процессов.
Проявление интеллекта отличается у различных групп людей: ребёнок решил математическую задачку; профессиональный шахматист одержал победу в партии; учёный сделал новое открытие. Всё это работа интеллекта.
Как измеряется интеллект
Все мы сталкивались с таким параметром, как IQ. Intelligence quotient (интеллектуальный коэффициент) – это оценка интеллектуальных возможностей каждого отдельного человека. Представляет собой тест с заданиями самого разного рода.
Результат IQ-тестов считается показателем интеллектуальных способностей человека.
Но каждый из нас уникален, и поэтому нет единого абсолютно точного мерила для всех: кто-то мыслит творчески, кто-то конкретно; один при прохождении теста чувствует себя неважно или от волнения допустил ошибку. Человек не машина, и поэтому нельзя говорить об универсальных показателях и нормативах.
Одни из самых распространённых тестов IQ – это тест Дэвида Векслера, а также тест Айзенка.
Эмоциональный интеллект
Тест на интеллект не может определить и оценить способность человека понимать эмоции, скрытые смыслы фраз, мотивы поступков других людей. А это очень влияет на взаимодействие внутри социума. Для этого качества был введён термин «эмоциональный интеллект».
Интеллект и наследственность
Над вопросом о том, передаются ли интеллектуальные способности по наследству, работают генетики разных стран. На данный момент установлено, что интеллект человека зависит как от генной составляющей, так и от среды, в которой он растёт и формируется.
Не существует одного гена, который кодирует интеллект и передаётся от родителей детям. Однако наследственность во многом связана с умственными способностями человека.
Показательные исследования были проведены в области зоологии.
Некоторые виды рыб способны запоминать путь сплавления. Для опыта были отобраны особи, которые справлялись с этой задачей. В другую группу были объединены особи, которые с этой задачей не справились. В обеих группах было выведено потомство.
В результате мальки первой «интеллектуальной» группы практически полностью справились с прохождением пути. В то время как во второй группе мальков с этим заданием справились совсем немногие.
Аналогичные эксперименты проводились с приматами. Итоги подтвердили, что интеллект передаётся генетически.
Исследования на людях представляют большую сложность, поскольку нет возможности провести чистый эксперимент – существует огромное влияние субъективных факторов.
Учёные исследовали десятки тысяч людей и выявили, что гены интеллекта расположены на хромосоме Х. На умственные возможности влияют сотни и тысячи генов, однако подробно каждый из них ещё предстоит изучить.
Вероятность того, что у ребёнка, например, в 10 лет будет тот же IQ, что и у его родителей в 10 лет, составляет примерно 25-40%
Однако даже если ребёнок унаследовал высокий уровень IQ, без развития и тренировки интеллект станет бездейственным.
Интеллект и среда
Вопрос влияния среды обитания на интеллектуальные способности человека исследовался разными способами.
Производились наблюдения над близнецами, которые по стечению обстоятельств были разлучены.
Генотип близнецов одинаковый, а социальная и культурная среда развития была разная. По прошествии времени были проведены измерительные тесты, которые показали, что ребёнок, который воспитывался в культурном окружении, посещал развивающие курсы, занимался творчеством, продемонстрировал лучшие показатели умственных способностей, нежели его брат-близнец, который был предоставлен самому себе.
Другие исследования проводились над детьми, чьи родители были социально неблагополучными и демонстрировали низкий уровень IQ. Такие дети, чью генетическую наследственность нельзя было назвать хорошей, попадали в приёмные семьи. Новые родители давали им лучшее образование, занимались их развитием. В результате показатель IQ этих детей соответствовали среднестатистическим показателям.
В других испытаниях приняли дети 6-ти лет, находящиеся в сравнительно одинаковых социальных и культурных условиях. Первую группу перевели в первый класс, вторая группа осталась в садике ещё на один год. Через 10 месяцев тесты показали, что все малыши из первой группы показали более высокие
Эти и многие другие исследования говорят том, что не только наследственность является определяющим фактором интеллектуальности человека.
Мы не в состоянии изменить генетическую структуру своих детей и нас самих, однако можем создать все внешние условия для прогрессивного интеллектуального развития.
Отзывы